Полномочия Роскомнадзора в период подготовки и проведения выборов и референдумов

Осуществление полномочий при исполнении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в период проведения избирательных кампаний

Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих деятельность средств массовой информации в период проведения избирательных кампаний

Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ);

Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

 

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях);

Федеральный закон от  10 января 2003 г. №  19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Закон о выборах Президента);

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о выборах депутатов);

Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 № 70 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

При освещении избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации, следует также руководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, решениями избирательных комиссий соответствующего уровня.

Задачи Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний

1. Пресечение нарушений гражданами, организациями и редакциями средств массовых информации норм действующего законодательства в сфере регулирования     деятельности      средств     массовой      информации      в информационном     обеспечении     выборов    в    Российской     Федерации, обязательных   для   исполнения   в   период   подготовки    и    проведения избирательных кампаний.

2. Взаимодействие с избирательными комиссиями различного уровня, с     правоохранительными    органами    по    выявлению, пресечению и предупреждению  нарушений законодательства Российской  Федерации  о средствах массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах  (в  пределах,  определенных законодательством),  организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.

3. Обеспечения    прав    и    законных    интересов    журналистов, организаций     средств    массовой     информации     и     иных     участников избирательного процесса при проведении выборов в Российской Федерации.

 

О порядке участия организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в информационном  обеспечении  выборов

Законом об основных гарантиях в статье 47 установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего и негосударственных организаций телерадиовещания, редакции государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Согласно терминологии Закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях и предвыборную агитацию, т.е. деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющую цель побудить к голосованию за (или против) кандидатов.

Исходя из этой нормы, общероссийские государственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, осуществляют информационное обеспечение федеральных выборов, региональные государственные организации - федеральных и региональных выборов, муниципальные организации - муниципальных выборов.

Негосударственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, с учетом редакционной самостоятельности и гражданско-правового принципа свободы договора, могут участвовать в информационном обеспечении любых выборов и референдумов, соблюдая при этом требования, установленные законодательством о выборах.

Наличие признаков государственной или муниципальной организации устанавливается на день начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.

Государственной организацией, осуществляющей выпуск СМИ, считается, если она обладает одним или более из следующих признаков:

-   имеет в составе учредителей государственные органы, организации;

-   за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;

- в уставном (или складочном - в зависимости от организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством) капитале этой организации имеется доля (вклад) Российской Федерации, одного или более субъектов Федерации.

Муниципальной организация считается при наличии одного или более из следующих признаков:

-   имеет в составе учредителей органы местного самоуправления,муниципальные организации;

-   за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств местного бюджета;

-   в уставном (складочном) капитале этой организации имеется доля (вклад) одного или более муниципальных образований.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не имеющие указанных выше признаков, считаются негосударственными.

 Законодательством установлены разные правовые режимы участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении выборов в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или негосударственными.

На редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум возлагается обязанность выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, группами участников референдума (пунктом 1 статьи 52 Закона об основных гарантиях).

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Указанная выше обязанность возникает только в том случае, если периодическое печатное издание выходит не реже одного раза в неделю.

Общероссийские и региональные организации телерадиовещания и периодические печатные издания

Периодические печатные издания считаются общероссийскими, если они зарегистрированы для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации (то есть, с учетом того, что Российская Федерация в настоящее время состоит из 83 субъектов, -на территориях 42 или более субъектов Российской Федерации). Региональными соответственно считаются периодические печатные издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, то есть менее 42 субъектов.

Организации телерадиовещания признаются общероссийскими, если они:

- или имеют лицензию на вещание на территориях 42 или более субъектов Российской Федерации;

или осуществляют выпуск СМИ (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях 42 или более субъектов Российской Федерации.

Региональными Закон об основных гарантиях называет те организации телерадиовещания, которые имеют лицензию на вещание и распространяют СМИ (теле- радиопрограммы) на территориях менее 42 субъектов Федерации, а также подразделения общероссийских организаций телерадиовещания (филиалы, дочерние организации, действующие в конкретных субъектах Российской Федерации).

 Печатные издания органов государственной власти и органов местного самоуправления

Издания, предназначенные для опубликования актов, официальных материалов и сообщений названных органов, не могут публиковать агитационные материалы, а также редакционные материалы, содержание которых может расцениваться как поддержка или, наоборот, негативная оценка соответствующими органами тех или иных кандидатов, избирательных объединений (пунктом 6 статьи 47 Закона об основных гарантиях).

Это правило соответствует обшей концепции недопустимости использования административного информационного ресурса в целях прямой или косвенной поддержки конкретных участников избирательной кампании

Обязанности Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний

1.  В соответствии со статьей 47 Закона об основных гарантиях государственные и муниципальные организации, осуществляющие выпуск
средств массовой информации, редакции государственных и муниципальных периодических  печатных изданий,  распространяемых  на территории,  на которой проводятся выборы, и выходящие не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

2. К выполнению этой функции Законом об основных гарантиях привлечены     орган     исполнительной     власти,     уполномоченный     на
осуществление  функций  по  регистрации  средств  массовой  информации (Роскомнадзор), и организующая выборы комиссия (пунктами 7, 8 статьи 47 Закона об основных гарантиях).

3. Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания,   а   также   государственных   и   (или)   муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время,      печатную      площадь      представляется      в      соответствующую избирательную   комиссию   не   позднее   чем   на   пятый   день   после   дня официального опубликования решения о назначении выборов.

4.     Указанный    перечень    публикуется    организующей    выборы комиссией по представлению Роскомнадзора (территориального органа).

5. В указанный перечень включаются следующие сведения:

- наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания;

- юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

- учредитель   (учредители)   организации   телерадиовещания   либо учредитель (учредители) периодического печатного издания;

- вид и объем государственной (муниципальной) поддержки;

-    доля   (вклад)   Российской   Федерации,   субъектов   Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале на день официального опубликования решения о назначении выборов;

-   периодичность выпуска периодического печатного издания;

-   указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).

6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных   периодических   печатных   изданий,   осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять эфирное время,    печатную    площадь    в    соответствующих    средствах    массовой информации (пунктом 4 статьи 50 Закона об основных гарантиях).

7. Сведения о размере и других условиях оплаты предоставляемых эфирного времени, печатной площади, должны быть опубликованы самой организацией, осуществляющей выпуск СМИ, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

8.   Указанные  сведения  не  позднее чем  через  30  дней  со  дня официального опубликования решения о назначении выборов также должны быть представлены в организующую выборы избирательную комиссию или указанную в Законе об основных гарантиях нижестоящую избирательную комиссию вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения выборной агитации.

Редакции периодических печатных изданий публикуют данные сведения в тех выпускаемых ими изданиях, в которых будет предоставляться печатная площадь.

Организации телерадиовещания должны публиковать свои сведения в периодических печатных изданиях.

Для исполнения указанных требований достаточно опубликования в одном издании.

9.  Негосударственные организации, выпускающие средства массовой информации, вправе не участвовать в предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения агитации. Для этого им достаточно не представлять   в   соответствующую    комиссию   в   установленный   срок уведомление о готовности предоставлять эфирное время, печатную площадь. Такое  же  правило  Закон  об  основных  гарантиях  устанавливает  и  для некоторых государственных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, а именно для:

-   редакций   государственных   периодических   печатных   изданий, выходящих реже одного раза в неделю;

-  специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных     периодических     печатных  изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других).

На выборах в органы государственной власти, на федеральном и региональном референдумах таким же правом обладают муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий.

Виды административных правонарушений и ответственность за нарушения норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, о средствах массовой информации

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов установлены главой VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» Закона об основных гарантиях.

1. Статья 5.5. КоАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

При применении норм, содержащихся в этой главе, необходимо учитывать, что информационное обеспечение выборов в части использования для этого средств массовой информации должно осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах).

Нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов могут выражаться в частности в следующем:

-  нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2, 5 статьи 45 Закона об основных гарантиях);

-  нарушение  порядка  опубликования  (обнародования)  результатов вопросов общественного мнения, связанных с выборами (пункты 2, 3 статьи 46 Закона об основных гарантиях);

- публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании (пункт 6 статьи 47 Закона об основных гарантия);

-    использование   изображения   физического   лица,    высказываний физического   лица   о    кандидате,    об    избирательном    объединении,    в агитационных  материалах  кандидатов,   избирательных  объединений,   без письменного согласия данного физического лица (пункт 9 статьи 48 Закона об основных гарантиях);

-   осуществление  предвыборной  агитации  на каналах  организаций телерадиовещания    и в периодических печатных изданиях за пределами установленных сроков (пункт 2 статьи 49 Закона об основных гарантиях);

- необеспечение государственными и муниципальными организациями телерадиовещания   и   редакциями   государственных   и  муниципальных периодических печатных изданий равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям  предвыборных  программ  (пункт   1   статьи   50   Закона  об предоставление эфирного времени (печатной площади) организациями телерадиовещания (редакциями периодических печатных изданий), не имеющими на это право (пункт 4 статьи 50 Закона об основных гарантиях);

-   нарушение требования     о равенстве  условий  оплаты  эфирного времени печатной площади),   предоставляемых   негосударственными
организациями    телерадиовещания    и    редакциями     негосударственных периодических печатных изданий (пункт 5 статьи 50 Закона об основных гарантиях);

-  нарушение требований о публикации сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади (пункт 6 статьи 50 Закона об основных гарантиях);

отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51 Закона об основных гарантиях);

-   нарушение правил  выделения  бесплатного эфирного  времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51 Закона об основных гарантиях);

-  нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51 Закона об основных гарантия);

-   нарушение   правил   резервирования   и   предоставления   платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (также часть 5 статьи 59 Закона о выборах депутатов, пункт 7 статьи 53 Закона о выборах Президента) (пункт 6 статьи 51, пункт 2 статьи 52 Закона об основных гарантиях);

перекрывание передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле-и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Закона об основных гарантиях);

-   публикация   агитационных   материалов   с   сопровождением   их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями,   не   согласованными   с   соответствующим   кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 Закона об основных гарантиях);

-   публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52
Закона об основных гарантиях);

оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 Закона об основных гарантиях).

Несоблюдение   требований указанных   норм   Закона   об  основных

предусмотренную статьей 5.5 (часть 1) КоАП РФ - нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Субъектами административного правонарушения являются главные редакторы - как должностные лица средства массовой информации, а также юридические лица — редакции СМИ, организации, осуществляющие теле-и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск и распространение информационных и агитационных материалов в сети «Интернет».

- государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время и печатную площадь для информирования избирателей, опубликования решений комиссий и размещения иной информации (пункт 18 статьи 20 Закона об основных гарантиях).

Несоблюдение требований указанной нормы влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 5.5 (часть 2) КоАП РФ • непредставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах.

К административной ответственности привлекается учредитель/главный редактор СМИ.

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, по данной статье составлять протоколы вправе члены избирательной комиссии.

Право на рассмотрение дел данной категории принадлежит суду.

2. Статья 5.10. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

 Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования

- проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (пункты 1, 2, 3 статьи 49 Закона об основных гарантиях).

Несоблюдение требований указанной нормы закона влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».

При этом под предвыборной агитацией понимается деятельность, отвечающая установленным признакам и осуществляемая в период избирательной кампании. Следовательно, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны руководствоваться требованиями Закона об основных гарантиях, регулирующим порядок осуществления предвыборной агитации и информирования избирателей только в период избирательной кампании.

К административной ответственности привлекается главный редактор/учредитель (при условии, если учредитель одновременно является главным редактором издания)

         Кроме Роскомнадзора и территориальных органов,  протоколы по данной   статье   также   вправе   составлять   должностные   лица   органов внутренних дел (милиции) и члены избирательной комиссии. Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

3. Статья 5.11. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 48 Закона об основных гарантиях запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

- лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая,   предусмотренного   пункте   8.1   указанной   статьи,   и   (или)   с использованием    преимуществ    своего    должностного    или    служебного положения;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям;

-  благотворительным организациям и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

-   комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

-   иностранным гражданам. Участие иностранных граждан, постоянно проживающих     на     территории      соответствующего  муниципального образования,   в   предвыборной   агитации   допускается   только   в   случае, установленном пункт 10 статьи 48 Закона об основных гарантия;

 -      международным организациям и международным общественным движениям;

-      представителям   организаций,   осуществляющих   выпуск   средств массовой    информации,    при    осуществлении    ими    профессиональной деятельности (запрет на проведение агитации журналистом установлен также пунктом 10 статьи 49 Закона о СМИ);

- лицам, в отношении которых решением суда в период избирательной кампании установлен факт нарушения статья 4, пункт 1 статьи 56 Закона о СМИ;

Согласно пункта 6 статьи 48 Закона об основных гарантиях запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, которые не достигших возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» пункта 9 статьи 48 Закона об основных гарантия; (применительно к соответствующим выборам указанный запрет установлен также пунктом 6 статьи 49 Закона о выборах Президента, пункт 7 статьи 57 Закона о выборах депутатов).

Лица, замещающие государственные или выборные должности, зарегистрированные в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности вправе проводить агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункты 8 и 8.1 статьи 48 Закона об основных гарантиях).

Несоблюдение требований указанных норм закона влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 5.11 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в её проведении запрещено федеральным законом».

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, по данной статье составлять протоколы вправе должностные лица органов внутренних дел (милиции). Привлечение к административной ответственности лиц, замещающих государственные должности или выборные муниципальные должности, обладающих неприкосновенностью, возможно только с согласия

 

прокурора (соответственно уровню выборов) (пункт 4 статьи 41 Закона об основных гарантиях).

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

4. Статья 5.13 КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

Порядок, условия и сроки предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации установлены пунктом 6 статьи 56 Закона об основных гарантиях, ч.б статьи 62 Закона о выборах депутатов, пунктом 6 статьи 56 Закона о выборах Президента.

Установленные п.6 статьи 56 Закона об основных гарантиях требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.

Кроме того, в соответствии со статьей 57 Закона о СМИ средство массовой информации не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства.

Не предоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае опубликования в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным.

Субъектами правонарушения являются главные редакторы СМИ, а также их должностные лица - главные редакторы.

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

5. Статья 5.51 КоАП РФ. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов.

 Печатные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 51 и 52 Закона об основных гарантиях, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов (статья 54 Закона об основных гарантиях).

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

К ответственности по статье 5.51 КоАП РФ привлекаются организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие указанные работы (оказывающие услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, по данной статье составлять протоколы вправе члены избирательной комиссии.

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

6.     Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации

Общие правила о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации установлены в статье 4 Закона о СМИ, во взаимосвязи с которой следует рассматривать норму п.1 статьи 56 Закона об основных гарантиях.

К ответственности по ст. 13.15 привлекаются граждане, должностные лица и юридические лица.

Кроме Роскомнадзора и территориальных органов, протоколы по части 2 статьи 13.15 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

7.  Статья 13.23 КоАП РФ. Нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач

В соответствии со статьей 34 Закона о СМИ аудио- и видеозаписи содержащие предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий.

Таким образом, на главного редактора возложена обязанность хранения материалов радио-и телепередач, содержащих предвыборную агитацию, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

В противном случае редактор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.23 КоАП РФ.

Право на рассмотрение данного дела принадлежит суду.

 8. Статья 16.1 Закона о СМИ. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

1.  Если в период избирательной кампании     после  вступления в законную   силу   решения   суда   о   привлечении   главного   редактора   к административной   ответственности   за   нарушение   законодательства   о выборах, этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства о выборах избирательная комиссия вправе обратиться в регистрирующий орган с представлением о приостановлении выпуска данного средства массовой информации.

2. Роскомнадзор (территориальный орган) в установленные сроки проводит проверку фактов, изложенных в представлении избиркома и:

а) обращается в суд с заявлением о приостановлении  выпуска средства массовой информации;

б) направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ.

3.  Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска СМИ не препятствует применению к организации,
осуществляющей выпуск СМИ иных мер ответственности, предусмотренных законодательством, включая предупреждение.

4.  Роскомнадзор не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии приотановлении выпуска СМИ, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск СМИ, в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений законодательства о выборах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.

При применении данной статьи необходимо учитывать, что нарушение главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации требований законодательства о выборах  является нарушение главным редактором или этой организацией порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации.

Не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 57 Закона о СМИ.

Время публикации: 15.06.2011 17:17
Последнее изменение: 16.06.2011 16:57