gerb

Управление Роскомнадзора по Республике Башкортостан

О разъяснениях по вопросам, затронутым в ходе приема граждан в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостане

22 ноября 2019 года

22 ноября 2019 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялся прием граждан по поручению Президента Российской Федерации. Прием провел руководитель Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан А.Л. Секнин.

В ходе приема заявителями затронут широкий спектр вопросов: подключение дополнительных платных услуг операторами сотовой связи, размещение персональных данных управляющими организациями, вопросы оказания услуг почтовой связи, блокирования интернет-ресурсов с запрещенной информацией и др.

 

С целью разъяснения основных вопросов, с которыми могут столкнуться граждане, публикуем ответы на поставленные в ходе приема вопросы.

Ответ: Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

Таким образом, вопрос размещения оборудования связи в соответствии с Гражданским кодексом РФ решается заинтересованными хозяйствующими субъектами.

 

Ответ: Согласно ст. 33 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется адресатам (уполномоченным представителям) при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом оператором связи осуществляется фиксирование данных документа, удостоверяющего личность адресата или уполномоченного представителя, реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя.

 

Ответ: Государственное регулирование отношений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в порядке и пределах, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовнаяили административная ответственность.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В соответствии ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в Единый реестр сведений являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» (решения принимаются соответствующими комиссиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти):

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11.11.2003  № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Роскомнадзором, в электронном виде создана форма (адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/) для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению Единого реестра.

Если информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подпадает под перечисленные выше (в пп. а) – ж)) основания, то сообщить о конкретных страницах сайтов в сети «Интернет» можно заполнив форму, размещенную по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/. В случае признания информации запрещенной к распространению, доступ к ней будет ограничен в установленном порядке.

Доступ к иной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, ограничивается при наличии вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ в суд вправе обратиться прокурор с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 

Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 07.07.2003
№ 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи») на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом «О связи» и законодательством Российской Федерации об естественных монополиях.

Так, нередко дополнительные платные услуги входят в состав подключаемого абонентом тарифного плана и, как следствие, активируются автоматически либо при его подключении, либо спустя установленный тарифным планом срок. Данные действия со стороны оператора не являются незаконными, а для того чтобы очередная проверка баланса счета не стала неожиданностью, следует внимательно ознакомиться с условиями выбранного тарифного плана.

Кроме того, в соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 (далее – Правила), оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в сети «Интернет». Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.

Причиной подключения нежелаемой платной услуги может также стать попавшее на абонентское устройство вредоносное программное обеспечение. Вредоносное программное обеспечение - программное обеспечение, целенаправленно приводящее к нарушению законных прав абонента и (или) пользователя, в том числе к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента и (или) пользователя, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи. В соответствии с п. 28 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, абонент обязан предпринимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения.

Действенной мерой защиты от нежелательных подписок на дополнительные платные услуги является создание отдельного лицевого счета, предназначенного для оплаты контентных услуг. Создание отдельного лицевого счета, предназначенного для оплаты контентных услуг в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете, при нулевом балансе данного счета позволит избежать несогласованного подключения данных услуг и списаний денежных средств за пользование платными контентными услугами.

Для решения вопроса о возврате денежных средств в соответствии со ст. 55 Федерального закона «О связи» абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи, вправе в досудебном порядке обратиться к оператору связи с претензией, а впоследствии, в случае отказа в удовлетворении его требований в добровольном порядке, воспользоваться судебной защитой прав в соответствии со ст. 11 и ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

 

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Номер квартиры и сумма задолженности без указания иных сведений не являются персональными данными, то есть данными, на основании которых можно однозначно идентифицировать физическое лицо.

Необходимо понимать, что жилое помещение (квартира) может принадлежать одному гражданину, нескольким гражданам, юридическому лицу, и, соответственно, указание только номераквартиры и суммы задолженности без указания сведений огражданине, к которому данная информация имеет отношение, не позволяет однозначно идентифицировать субъекта персональных данных.

На основании изложенного, размещение управляющей организацией в общедоступном месте информации о наличии задолженности с указанием только номеров квартир и суммы задолженности за коммунальные услуги не является нарушением обязательных требований в сфере защиты прав субъектов персональных данных.

Адрес статьи: http://02.rkn.gov.ru/news/news245782.htm